Центр Изучения Торы в Москве

Колель “Биркат Ицхак”

 

Колель - cвоеобразная «аспирантура иудаизма» - создан в 1999 году для выпускников ешивы «Торат Хаим», продолжающих изучение Торы в Москве.

В дальнейшем его деятельность была дополнена Программой изучния Торы .

Большинство учащихся колеля - аврехим - женаты.

Для части из них изучение Торы — профессия, они посвящают учебе все свое время.

Каждый день с утра до вечера они учат духовное наследие предков. Есть аврехим, которые совмещают учебу с преподаванием, или другой деятельностью.

Часть дня они читают лекции, ведут занятия, работают машгиахами, канторами, сойферами и т.д., другую часть дня посвящают изучению Торы, Талмуда, Законов…

Эти взрослые люди, обремененные семьей и детьми, живут на стипендию, обычно не очень большую. Таков их выбор, всецело поддерживаемый женами. Никого давно не удивляют люди, изучающие искусство, древние языки, вымершие культуры т.п.

В то же время, человеку, далекому от мира Торы сложно понять, чем руководствуется молодая семья, глава которой, уходя из дому на целый день, в конечном счете, приносит домой студенческую стипендию, и почему люди изо всех сил держатся за такой образ жизни.

Многие современные молодые пары мобилизуют все свои силы для того, чтобы муж мог посвятить все свое время изучению Торы.

Религиозные девушки стараются приобрести хорошую, востребованную на рынке труда профессию, их мужья получают в колеле стипендию. Тем не менее, семейный бюджет такой семьи часто бывает мал, они вынуждены экономить на всем.

Молодые пары зачастую поддерживают их родители, которые видят глубокий смысл в традиционном образовании сына или зятя.

На протяжении всей еврейской истории обладание талмудическими знаниями являлось первостепенной доблестью мужчины, и в традиционном еврейском обществе мудрец Торы занимал самое почетное место. Например, молодой человек из простой еврейской семьи, преуспевающий в изучении Талмуда, мог претендовать на брак с девушкой из очень состоятельной и знатной семьи с хорошим приданным. Эта традиция сохранилась в обществе евреев, соблюдающих законы Торы, до сегодняшнего дня. В священных книгах сказано, что Вс-вышний дает жизнь при условии изучения и исполнения Его Торы. Это означает, что существование ешив и коллелей, где люди посвящают свою жизнь Торе, приносят еврейскому народу и всему миру благословение и изобилие. И чем больше людей будет заниматься изучением Торы, тем в мире будет больше счастья, благополучия и радости. Периодически знания учащихся в колеле проверяют авторитетные раввины в Израиле, куда они для этого ездят.

Большинство молодых мужчин учится в колеле несколько лет, а затем переходят к более общепринятому способу существования. Некоторые из них приобретают необходимый уровень знаний, становятся раввинами или преподавателями Талмуда.

Р. Яков 

Чем больше времени и сил я посвящал профессии кантора, чем больше углублялся в смысл молитв и псалмов, тем яснее понимал необходимость тшувы. Я пошел учиться в йешиву «Торат Хаим», сейчас учусь в коллеле «Биркат Ицхак».    ……>

Р. Арье

«Долго, больше 10 лет я искал место учения Торы. Это место я нашел. Высокий уровень учебы, общение, человеческие качества товарищей, с которыми учусь... Привычка концентрировать внимание позволяет продумывать решения, поступки. Это очень много, но не главное.

Р. Мойше

Я проучился в Иерусалиме 2 года. Два года многие замечательные люди пытались мне помочь устроить личную жизнь. Фамилия Кац – указание на происхождение из колена коэнов (священников). По традиции коэну запрещено жениться на разведенной или вдове. Естественно, отпадают нерелигиозные девушки. Мне тогда было 40 лет, финансовые перспективы туманны… Проблема! Израиль - маленькая страна, я решил вернуться в Россию и продолжить поиски, надеясь на помощь свыше.  ……>

Р. Михоель

Биробиджан моим не был, однако эта фраза проводила четкое разделение между мной и другими ребятами в классе. Даже с теми, с кем я тогда дружил. Я знал, что они – это они, а я – это я. К восьмому классу дома стали задумываться, что со мной делать дальше, куда меня отдать учиться, чтобы впоследствии из меня получилось что-нибудь, приносящее стабильный доход, например на доктора или на адвоката.   ……>

Р. Меер

После окончания института мы с женой приехали в йешиву. Жена работала, я учился. Через три с половиной года я продолжил учебу в колеле, мы стали жить в Москве. Сейчас у нас трое сыновей. Есть проблемы, которые нужно каким-то образом решать - мы граждане Украины, не всегда пребываем здесь законно, лишены государственной социальной помощи. Но существует обстоятельство, которое на сегодняшний день важнее всех перечисленных. Я очень дорожу возможностью все время отдавать учебе. Хлеб нельзя вынимать из печи раньше времени, он должен допечься…   ……>

Р. Шмуэль

Меня нисколько не смущало религиозность места. Когда в сферу моих увлечений попали межэтнические и межнациональные конфликты, и мне показалось, что знания английского языка не достаточно, я начал изучать арабский на курсах при исламской общине. Итак, я пришел в синагогу в первый раз, познакомился с несколькими ребятами которые изучали Тору и соблюдали Мицвот, и произошла необъяснимая вещь…. Я, человек рациональный, уравновешенный, почувствовал, что эти книги, молитвы, заповеди - я связан с ними какими-то непонятными, невидимыми, но при этом очень крепкими узами…   ……>

Р. Гедалия

В 2000 году мне предложили преподавать в институте у девушек. С этого времени учебу в колеле совмещаю с преподавательской деятельностью. Это заставляет меня все время быть в форме: во первых, девочки учатся по другой программе, поэтому к урокам приходится тщательно готовиться; во вторых я должен быть предельно внимателен и уравновешен. У меня четверо детей, две девочки и два мальчика. Религиозное воспитание и обучение детей большая забота, а в Москве – особенная проблема…   ……>

Тора наполняет человека жизнью, пробуждает душу… Этот мир и я созданы Вс-вышним с определенной целью. Не только поступки, но и простые действия приобретают значение…» Его жизнь наполняется. Верх и низ, внутри и во вне - все сущее – не просто так, все непостижимым образом связано. …Тора формирует мировоззрение, накладывающее на человека конкретную ответственность. Это захватывает. «Я очень благодарен всем, кто помогает мне в этом ¬— жене, учителям, друзьям...»    ……>

Р. Мойше

Немецкий философ Кант, - это мельница, перед которой не могут устоять ни аксиомы, ни основы, он мелет все. Он научил меня, что объективной истины нет, мир, - вещь интерсубъективная. После этого я смог начать дышать. Мир алогичен, не укладывается в причинно-следственные рамки. Это мир зазеркалья: хочешь сдвинуться вправо, иди налево. Бунтом, формой протеста против рационального подхода стал брит, который я совершил четыре года назад. Это не было поступком во имя Небес, не было выполнением заповеди. Это был акт презрения к разуму, так как тогда я не мог представить ничего более глупого и неразумного, чем обрезание. Удивительно, но спустя какое-то время после брита у меня появилось совсем другое восприятие жизни. Иррациональность, которой так не хватало, стала обретать реальные черты. Добро и

Р.Давид

Мне не понравилось там с первого взгляда. Было много неурядиц. Чтобы дать о своей тогдашней жизни какое то  представление, я расскажу о своем первом Шабате в Иерусалиме. Дело шло к субботе, я никуда не вписался, мне некуда было идти. Позвонил кому-то из преподавателей

р. Ицхак

Существует фундаментальная разница между евреем, воспитанным в традиционной и нерелигиозной семье. Я осознал это во время разговора с сайморским хасидом. Заговорили о женитьбе. «Я не особенно беспокоюсь по этому поводу - сказал он мне. - Когда придет время, родители подберут мне невесту и мы сыграем свадьбу». Я был обескуражен. Так просто, без любви?.. Это шло в разрез с тем, что я считал возможным. Никто так не поступал в моем окружении, в книгах, в кино. ……>

«Торат Хаим», и вместо того, чтобы попроситься на Шабат, пожелал хорошей субботы. Кто-то из знакомых уехал. Совсем один… Совершенно случайно женщина, сдававшая комнату, в которой меня поселили, спросила, где я провожу Шабат. Она тоже уезжала, однако принялась куда-то звонить, после чего объяснила, где меня будут ждать. Я хорошо помню тот Шабат, хозяев, которые приняли меня как родного. Майзлик – фамилия этих людей была Майзлик.  ……>

зло – хорошие лекари и учителя, беда в том, что они находятся в смешанном состоянии. Пишут по белому черным, пишут по черному белым… Кант помог расчистить место. Равы Центра изучения Торы помогли начать стройку. Оказалось, что это называется религией. Я рассуждал так: «Раз с точки зрения разума любые идеи являются в одинаковой степени иллюзиями, и ничего другого в этом мире просто нет, то по этой причине я должен определиться с выбором какой-либо из них». Сравнивая между собой эти, во всем для меня равные, иллюзии, я понял, что самая подходящая та, которой следовали мои предки, так как только эти люди, в отличие от приверженцев любых других идей, желали счастья именно мне. И они не отрекались от иудаизма во времена гонений и преследований, видимо, считая, что для их потомков лучше оставаться евреями. Однажды я задумался о том, почему считаю себя евреем, и понял, что просто верю в это. Но, раз я верю, что еврей, то почему же не придерживаюсь традиции, которая была свята для моих предков? Так, шаг за шагом я приближался к убеждению, что должен верить в то, что написано в Танахе, поскольку видел его у дедушки, который рассказывал, что учился в хедере до революции. Постепенно погружаясь в Тору, я начал понимать, что соблюдение непонятных мне законов и есть гремучая смесь дегтя с медом, которая хранила жизни наших предков. Так я пришел к тому, что обязан жить в соответствии с еврейской традицией. ……>