Центр изучения Торы Москва - информационный центр
25-09-2017, 13:25:01 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Рав Элияу Тавгер - голубая нить в цицит  (Прочитано 2708 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Admin
Administrator
*****
Сообщений: 83


« : 31-12-2009, 14:06:13 »



Рав Элияу Тавгер
преподаватель йешивы
Я из СССР. Мама родом из Вильнюса, говорила на идиш, у нее сохранилось еврейское самосозна-ние. Отец, будучи студентом, в по-следние годы жизни Сталина попал под каток государственного антисе-митизма (тогда ему помог писатель Илья Эренбург). Он стал известным физиком, в 70-е годы боролся с КГБ и советскими властями за право уе-хать в Израиль.
Мне было 12 лет, когда в1972 году семья приехала в Эрец Исроэль. По инициативе отца я начал учиться в девятом классе средней школы рава Эрбаха, где помимо общеобразова-тельных предметов половину учеб-
ного времени посвящали изучению Геморы. Я жил в молодежной деревне в общежитии. Меня окружила новая жизнь, интересное, дружественное окружение. Я находился в состоянии длительного духовного подъема. С какого-то времени стал проходить за учебный год программу двух клас-сов. Иудаизм у нас преподавал рав Йосеф Сегаль, который оказал на меня заметное влияние.
В это время наша семья поселилась в Кирьят–Арба, в Хевроне, -городе, откуда евреи были эвакуированы после чудовищной резни 1929 года. Отец посвятил себя созданию института физики и героической борьбе с изра-ильскими властями за возрождение еврейского присутствия в Хевроне, городе праотцов, в городе, где находится гробница Меорат hа-Махпела, в которой, по свидетельству Торы, покоятся Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Эта борьба заключалась в том, что он, с немногочисленными помощниками, начал восстанавливать синагогу и разгромленное еврей-ское кладбище. Могильные плиты были разбиты, на месте могил -кучи мусора, загоны для скота, сельскохозяйственные посадки.… Это был тя-желый физический труд, которым отец занимался почти каждый день, много лет, в жару и холод. Из конъюнктурных соображений израильские военные власти препятствовали этой деятельности, производили аресты участников, привлекали отца к суду.
19
Отец был уже не молод. Приезжая домой, я старался ему помогать. Мне было 15 лет, когда, во время летних каникул, он предложил тайно пойти с ним в Меорат hа-Махпела, куда евреи могли попасть только в качестве туристов, и приковать себя цепями к ограде. Это могло привлечь общественное внимание к тому, что само присутствие евреев в израильском городе, где испокон веков жили евреи, где покоятся их святыни, -это проблема! Никто не знал, чем эта демонстрация могла кончиться.
После окончания школы я начал учиться в йешиве «Атэрэт Исраэль». Я проучился 5 лет под руководством рава Боруха Мордехая Эзрахи. Он был особенный человек. Вот только одна из обращенных к нам фраз: «Требуемый минимум – это возможный максимум»… Это было прекрас-ное время, наполненное азартным, сосредоточенным трудом учения.
В 22 года я стал семейным человеком и продолжил обучение в старом городе у рава Моше Петровера, в колеле «Торат коаним». Учителем мое-го учителя был один из авторитетнейших раввинов современности рав Шмуель Ойербах.
Во время учебы в колеле я начал исследования, связанные с поиском го-лубой нити в цицит – одежде религиозных евреев. Существует заповедь: «И сказал Г-сподь Моше: «Обратись к сынам Израиля и скажи им, что-бы во всех поколениях делали они себе кисти-цицит на углах одежды и вплетали в каждую голубую нить…» Этот отрывок Торы каждый соблю-дающий еврей читает трижды в день во время молитвы «Шма, Исроэль». Многие поколения евреев не вплетают эту нить, не знают, как она вы-глядела. Технология процесса добычи краски для её изготовления по-теряна примерно полторы тысячи лет назад. Начиная с 1888 года, рели-гиозные деятели, историки, химики занимались исследованиями в этой области. В своих поисках я опирался на докторскую диссертацию рава Ицхак Айзик Герцога, который нашел упоминания о древней технологии получения краски у Аристотеля и Плиния, со ссылкой на еврейские ис-точники. Я предположил, что синяя краска, получаемая из моллюска, о которой говорится в Гмаре и улитки порфирас (пурпура), упоминаемые в трудах Аристотеля и Плиния – одно и то же. Пурпурные улитки водятся в Израиле, но закон запрещает их промышленную добычу. Был период, когда я занимался их поисками с американскими евреями, которых тоже интересовала эта тема. С аквалангами мы выезжали на море, пробовали искать и вылавливать улиток. Дома я разбивал улиток и проводил опы-ты с выделенной жидкостью. Было много неудач, тратилась масса денег. В конце концов, у меня получился нужный оттенок – голубой цвет моря и неба. Это произошло в 1988 году. Мою исследовательскую работу одобрил рав Шмуэль Ойербах. Он сказал мне, что проблемой птиль тхелет (голу-бой нити) очень важно заниматься и позаботился, чтобы моя статья на эту тему была опубликована в авторитетном научно-религиозном журнале.
20
Следуя его совету, я сам ношу цицит с тхелет. По мнению рава Ойербаха, я должен так поступать, если убежден в своем открытии. Его советы по-могли мне понять, что надо развивать производство нитей тхелет, чтобы заинтересованные люди получили возможность их носить.
Вместе с американскими коллегами мы создали организацию «Птиль тхе-лет», наладившую производство тхелет. Каждый месяц мы продаем около 500 комплектов талита, в каждый из которых входят белые нити и птиль тхелет. Для производства одного талита нужен килограмм пурпурных улиток. Это объясняет, почему материал тхелет в древности стоил в 3 раза дороже золота. Сейчас мы покупаем улиток в Хорватии. Есть мастерская, расположенная на востоке от Иерусалима по дороге к Мертвому морю в ме-стечке Кфар Адумим, куда приезжают экскурсии. Вместе с единомышлен-никами мы создали Интернет-сайт на английском языке и на иврите. Уже много лет я собираю все, что напечатано на эту тему. Хочу создать библио-теку, куда люди могли бы приходить и изучать этот вопрос.
Мне было тридцать, когда я столкнулся с дилеммой – продолжать учиться или ехать в Москву и преподавать Тору. Именно рав Шмуэль Ойербах бла-гословил меня ехать. Это было в начале начал – у йешивы «Торат Хаим» еще не было названия, и она умещалась в небольшой двухкомнатной квар-тире. Теперь у меня уже внуки…
Фольклор
Ученики о раве Тавгере:
«Учеников рава Тавгера Вы всегда узнаете. Мы все, в той или иной степени отмечены любовью и почитанием, которые рав испытывает к Рамбаму».
...«Для меня рав Тавгер – образец самообладания. Когда я оказываюсь в сложной ситуации, я вспоминаю его, думаю, как бы он реагировал и по-лучаю помощь».
...«Он научил меня, что мягкость, терпимость, неуступчивость, даже неко-лебимость -вещи совместимые».
...«На каждом уроке рав показывает красоту Торы, глубину мнений, учит анализировать и мыслить. Я долго учился держаться на этой воде. И уже худо-бедно плыву».
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!