Центр изучения Торы Москва - информационный центр
18-08-2017, 18:48:31 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Ешива Торат Хаим: взгляд постороннего (Московский комсомолец/в сокращении)  (Прочитано 4877 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Admin
Administrator
*****
Сообщений: 83


« : 26-01-2010, 07:29:27 »

Ешива Торат Хаим: взгляд постороннего
(Московский комсомолец/ ru 24/05/1999, в сокращении)


В Подмосковье открылась единственная и неповторимая в своем роде еврейская духовная академия "Живая Тора".  Мало кто из аборигенов знает, что рядом с ними живут хасиды, евреи-ортодоксы: духовная академия, равно как и ее послушники, скрыты от людских глаз. Как любой солдат носит в ранце маршальский жезл, так и студенты ешивы мечтают о лаврах еврейских мудрецов, постигающих таинства Торы и Талмуда.

Наш гид и собеседник — Давид Грановский, студент четвертой, выпускной группы. Параллельно он является еще маджихом кашрута, или наблюдателем за кухней. Видимо, эта общественная нагрузка считается тут авторитетной: товарищи по академии понимают его с полуслова. Он рассказывает, что религиозное образование в Израиле делится на два этапа. Начальное (хэдар) и высшее — ешива. А его можно продолжать и углублять всю оставшуюся жизнь. Ведь предела религиозному совершенству, оказывается, нет. Иудаизм, говорит Давид, не просто религия, а наука.



Целых 60 томов Талмуда, в которых заключена мудрость на все случаи жизни. Но мудрость эту не так-то просто постичь. Но сам Давид полон решимости не останавливаться на полпути и в постижении Истины идти до конца. Ему 19 лет, и все, как говорится, впереди. О ешиве в Подмосковье Давид узнал, когда учился в 9-м классе одной из московских школ. Примерно полгода ездил сюда из Москвы по субботам: религиозным евреям запрещено работать по выходным дням, а учиться можно и даже нужно. Ну так вот, здесь ему сразу понравилось, и после несложных тестов и собеседований его взяли студентом в академию. Он уже дважды был на стажировке в Израиле. И после академии в Подмосковье уедет скорее всего туда, в Иерусалим. Давид уже определил, что женится на такой же, как он, религиозной девушке. И продолжит грызть гранит Торы и Талмуда. Но уже не в ешиве, а в колеле — это более высокая ступень образования, разработанная специально для женатых людей. Там можно учиться хоть до глубокой старости и жить на стипендию. А можно полдня учиться, а полдня — работать. Это уже как душе угодно. Давид вместе с другими студентами ешивы верит, что если человек осилит Тору (свод законов, которые Творец завещал Моисею на горе Сион, а Моисей их, соответственно, передал евреям), то он в состоянии понять и преуспеть в любой, даже самой сложной науке. Однако если ученый имеет выдающиеся успехи, скажем, в математике, еще не факт, что он постигнет таинства Торы. Спрашиваем ребят из ешивы: а знаменитый физик Альберт Эйнштейн тоже "советовался" с Торой и Талмудом, прежде чем открыть теорию относительности? Они точно не знают, но сильно в этом сомневаются. Скорее всего, говорят будущие раввины, если бы Эйнштейн серьезно изучал Тору, то на физику у него попросту не хватило бы времени. Однако те из евреев, кто понял Тору, становятся праведниками. И знают о жизни все. Около 30 лет назад в Америке готовились сделать очень сложную операцию на головном мозге. И врачи за ее успех не ручались. За советом обратились к мудрому раввину. Он нашел в Торе указания (прописанные около 3 тыс. лет назад, ничто не ново под Луной!) и дал рекомендации. Операция прошла успешно. Аналогичный случай был в советском Ленинграде, когда возникли трудности со строительством одного из мостов через Неву. Архитекторы за помощью обратились к раввину. И тот, вычитав разгадку в Торе, дал безукоризненный совет.



Ни литературы, ни биологии, ни каких-то других "светских" предметов в академии не изучают. Религия и только религия! Живут студенты анахоретами, практически в полной изоляции от внешнего мира. В увольнение можно отпроситься, если нужно съездить домой. Но поскольку большинство из разных уголков России, то такие отлучки бывают редко. Отправиться в увольнение в близлежащий город желающих тоже практически не бывает. Ведь там на каждом шагу их подстерегает ангел-искуситель. А от него лучше держаться подальше. Даже на соседний рынок никто не ходит, пища там не кошерная, то есть нечистая. В ешиве для этой цели есть свой собственный небольшой кошерный магазин, где сравнительно дешево продаются необходимые (и проверенные!) продукты. Ну а если тебе уже так "приспичило", то можно сделать покупку и в обычном "комке" — только в том случае, если это чипсы "Спрингис"— они кошерные. В отличие от православных монахов, которые сами добывают себе на пропитание, студенты академии не сеют и не пашут. Они витают в религиозно-научных эмпиреях. Даже комнаты и коридоры им убирают женщины из поселка. Едят студенты, естественно, кошерную пищу, хотя готовят ее тоже обычные повара. — Талмуд — это бесконечность, — считают в "Живой Торе". — И учить его интересно, каждый день открываешь что-то новенькое. Например, только сравнительно недавно в древнем Талмуде (2000 лет до нашей эры!) был прочитан вывод числа "пи" (3,14) с точностью до пятого десятичного знака. Студенты академии утверждают, что ничто человеческое им не чуждо. И они делают все, что могут делать обычные люди. Могут пить ) водку или пиво.



И хотя они могут все, но вот пить вино не могут. Вдруг оно предназначено для службы в нееврейском храме? Еще они могут смотреть ТВ, но не смотрят. Единственный телевизор (по справедливому требованию самих студентов) убрали: он отвлекал их от учебного процесса. Только в 2—3 комнатах остались радиоточки, из них обитатели ешивы и узнают о новостях в стране и в мире. Правда, за суетной информацией с "большой земли" тут особенно не гонятся. Даже о святая святых — что в Израиле выбрали нового премьера — они узнали от нас. Образование в ешиве не ставит целью готовить раввинов для российской глубинки. Хотя выпускники академии имеют полное моральное право служить в синагогах на просторах СНГ. В основном ешива дает базу для продолжения учебы. Но уже в Израиле, США или Англии. Ведь Талмуд, как мы уже говорили, бесконечность. В академии обучается 35—40 человек со всех концов России и даже с Украины. Знакомимся еще с одним из студентов — Пинхасом Карагуловым. Он учится в третьей группе, и его судьба примерно такая же, как и у Давида Грановского. Узнал о ешиве, приехал — и поступил. Пока учился в "миру", у него было другое имя — Альберт или Алекс. Но после того как прошел обряд обрезания (а обрезание ему делали прямо в академии!), его нарекли именем Пинхас. Он, как и его коллеги по альма-матер, тоже хочет быть ближе к служению Господу. Поэтому в ешиве по-настоящему счастлив, чувствует себя здесь, что называется, как рыба в воде. Ради проформы интересуемся: есть ли шанс (гипотетический) стать студентом ешивы добропорядочному христианину? Представьте себе, такой шанс есть. Но не более чем один из тысячи или даже миллиона. Переход в иудаизм занимает около двух лет и называется гиюр. За это время кандидат должен все хорошенько взвесить и как можно чаще встречаться с раввином. Если он убедился в искренности желания христианина перейти в лоно иудаизма, то проводится обрезание. И человек становится добропорядочным иудеем, к которому относятся как к  равному. Это изложено в одной из 613 заповедей, которые Господь послал Моисею. И обжалованию она, естественно, уже не подлежит. Как и в нашей религии, у евреев тоже есть рай, ад и чистилище. Правда, здание академии расположено не в райских кущах, но в густом и красивом подмосковном лесу.



Первый этаж занимает столовая, на втором живут раввины, на третьем — студенты, и тут же находятся учебные классы. В ешиве всего четыре раввина. Это граждане Израиля, меняющиеся вахтовым методом через каждые три недели. Для первых двух групп духовные наставники — русские (евреи) по происхождению, с учениками они дискутируют на русском языке. Раввины 3-й и 4-й групп говорят только на иврите. Распорядок дня в ешиве выглядит следующим образом. Подъем в 8 утра и с 8.15 до 9 — утренняя молитва. Потом завтрак, а в 10 часов студенты садятся за парты.



В их распоряжении огромный зал, в центре которого возвышается арон акойдеш — шкаф, где хранятся свитки священной Торы. Их достают только в часы утренней молитвы. Молятся же евреи на Иерусалим, если "смотреть" на него из Московской области, это будет южное направление. Еще в зале имеется несколько больших книжных стеллажей. Черный ряд толстых фолиантов — это собрание Талмуда и комментарии к нему. Эта часть религиозной библиотеки ставит перед учениками извечный вопрос: почему нужно делать так? Зато в другом углу аудитории расположен еще один стеллаж. В нем собраны все законы, и тут уже сомнений никаких, ибо все они гласят, что делать надо так-то и так-то. И никаких гвоздей! Сложности учебы студенты академии преодолевают парами. Два человека прочитывают конкретный текст из Талмуда, если занятие утреннее, и из письменной Торы — если вечернее, а затем обсуждают его и объясняют друг дружке. С 13 до 14 — урок с раввином. Опытный учитель отвечает на любые вопросы воспитанников. И вообще, наставляет их на путь истинный. В день приезда "МК" 4-я группа, где учится Давид Грановский, изучала случай из Талмуда. Как корова по ошибке зашла в чужие владения, из-под ее копыта неожиданно вылетел камешек и разбил сосуд. Талмуд помогал определиться в том, насколько (и кто) виноват в этом ЧП. Корова, камень, вылетевший из-под ее копыта, или же хозяин буренки? И в каком процентном отношении он обязан возместить ущерб за разбитый сосуд. Честно говоря, нам эта тема показалась слегка наивной и страшно далекой от действительности. В наш век, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, Талмуд предлагает изучать такие простецкие вещи?! Студенты с нами категорически не согласились. В рассуждениях, говорят они, идти надо от простого к сложному и от низшего — к высшему. Если брать эпизод с коровой шире — это вопросы имущественных отношений. И на место буренки можно легко поставить автомобиль (который проехался по чужой картошке) или сломанный телевизор, который вам не починили в телеателье. Анализируя со всех сторон, случай можно экстраполировать на имущественные права гражданина. Не без натяжки мы приняли доводы собеседников. Ведь если следовать даже таким частностям в Торе и Талмуде, тогда в Израиле не обязательно готовить юристов, философов и еще много-много специалистов. Нужно просто идти к раввину — он все и рассудит. Но Израиль — светское государство и живет по гражданским, а не религиозным законам. Это обстоятельство сегодня особенно волнует ортодоксальных верующих. С каждым днем на Земле обетованной все сильнее раздаются голоса о том, что, мол, нужно "поприжать" влияние религиозных фанатов. Кое-кто (горячие головы) даже называет их дармоедами. Однако сами фанаты спокойны, ведь их дело правое. Уж они-то знают, что именно они своей преданностью Богу спасают государство от катаклизмов и несчастий. Когда США вели "Бурю в пустыне", Ирак активно обстреливал Израиль "скатами". Ни одна ракета не попала в более-менее значимый объект, наоборот, сплошь и рядом они падали на арабские кварталы. Кое-кто видит в этом силу израильского оружия. Нет, у Стены Плача в Иерусалиме собрались все хасиды, их просьбы и были услышаны Богом... Но вернемся к распорядку дня в ешиве. В 14 часов там обед и до 16 — свободное время. Как правило, его студенты проводят одинаково — за игрой в "квадраты". Четыре игрока становятся в квадрат, у каждого есть своя площадь. Если мяч дважды ударился о твою территорию и ты не успел его отбить — получаешь штрафной балл. После пяти баллов ты "вылетаешь" и место занимает новый игрок. Досуг студенты вольны проводить по своему усмотрению, здесь у них полная демократия. Можно даже устроить танцы. Правда, популярный еврейский танец "7.40" они не танцуют, религиозные убеждения не позволяют. У них своя "свадьба": обычно парни становятся в круг и в такт музыке хлопают в ладоши. Это и есть своеобразная дискотека. Женский вопрос — тоже пожалуйста. На улице можешь говорить с девушкой сколько угодно. Но с незнакомой (даже если она прекрасная) нельзя оставаться наедине и тем более запираться с ней в комнате на ключ. Как бы весело ни отдыхали студенты ешивы, но дружба, как говорится, дружбой, а служба... В 16 часов у них послеобеденная молитва, после чего до 19.00 опять занятия в классах. Потом ужин, а с 21.00 до 22.00 — снова учеба, теперь уже по изучению письменной Торы. В 22 часа — вечерняя молитва, а в 23.00 — отбой. Как правило, молитвы на каждый день одинаковые. В них нужно выразить Создателю благодарность, восхваление и можно даже высказать ему личную просьбу. (В молитвах есть специальные места, куда можно вставить свое, наболевшее.) Наш новый друг Давид признается, что просит Господа о простых вещах: чтоб помогал в учебе, во взаимоотношениях с товарищами, а иной раз и с деньгами. Стипендии в 250 рублей в месяц не всегда хватает. В иудейской религии вообще, а в подмосковной ешиве в частности, все напоминает о Творце. Студенты и раввины на голове носят шапочки, их называют кипа — с ударением на последнем слоге. Это символ смирения перед Создателем. И ее не снимают нигде: ни за обеденным столом, ни на занятиях. Некоторые даже спят с кипа. Из-под пиджаков у них свисают белые тесемки. Это кисти цицит — также обязательная деталь туалета, о ней сказано в одной из 613 заповедей. В циците заключены определенные коды, количество узлов и даже витков. Он постоянно напоминает евреям о том, что они — избранный народ и за это должны благодарить Господа. А к косяку каждой двери (будь то аудитория или комната для обработки риса) прикреплен свиток с отрывком из Торы. Верующий при входе и выходе обязан коснуться свитка пальцами, а затем их поцеловать. По словам нашего гида, это всякий раз напоминает израильтянам об их исходе из Египта под руководством великого кормчего — Моисея. То далекое время полно драматизма. Вначале Господь наслал на эксплуататоров-египтян ангела Смерти: чтобы тот убил их младенцев. А чтобы смерть не зашла в еврейские жилища, им было наказано окропить свои двери бараньей кровью. Это что касается свитка на дверях. Потом, когда они решили бежать, не успело закваситься тесто для хлеба — его готовили в дорогу. И получилась маца — еврейская пасха. Сегодня мацу делают по тому же рецепту, как она получилась в древнем Египте. То есть тесто должно быть пресным, не успевшим "подойти". Процесс этот очень сложный и не должен занимать больше 18 минут. Чтобы не отступать от правил и не впадать в грех, в ешиве мацу не делают, ее привозят сюда прямо из Израиля. А вот свой кошерный хлеб они готовят самостоятельно. Мы попробовали: вкусно, к тому же без холестерина. После такого экскурса в Ветхий Завет беседа незаметно подходит к православию. Уже студенты ешивы спрашивают нас, благочестивых христиан, откуда пошло слово "пасха"? Конечно, тут тоже виден "еврейский след". Оказывается, "пасха" происходит от еврейского слова "пэсэх", что в переводе означает "перескочить". И связано оно опять-таки с бегством израильтян из Египта. Когда ангел Смерти убивал всех первенцев (от фараона до последней рабыни), он не заходил в дома иудеев, перескакивал их. Отсюда вам пэсэх и, значит, пасха.



...Поздним вечером (когда не поймешь — это глубокая ночь или раннее утро) в окнах ешивы горит свет. И шуршат страницы священной Торы. Что ж, с таким усердием кому-то из студентов наверняка выпадет честь сделать в Писании свое открытие. И слух о нем пройдет по всей земле (обетованной) великой.


Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!