Центр изучения Торы Москва - информационный центр
23-10-2017, 10:12:24 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Ешива - историческая справка  (Прочитано 4241 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Admin
Administrator
*****
Сообщений: 83


« : 26-01-2010, 07:23:09 »

Ешива - историческая справка

Ешива (переводится с иврита как сидение, заседание) - это главная форма еврейского обучения, высшее религиозное учебное заведение, где изучается Талмуд.
Уже около двух тысяч лет ешивы остаются местом, где сохранялась и развивалась традиционная еврейская культура.  Элита еврейского народа формировалась не только и не столько на основе богатства, происхождения и т.д., в неё входили ученые знатоки Торы. Следует учитывать, что возможность учиться в иешиве (и достигать самой высокой степени учености исключительно благодаря своим способностям и прилежанию), предоставлялась каждому еврейскому юноше. Образ ученого, играющего ведущую роль в жизни еврейской общины, идеал изучения Торы как высшей ценности и благоговейное отношение к учению и книге, наложили неизгладимый отпечаток на еврейское общество и психологию евреев во всем мире. В определённые эпохи ешива выполняла также законодательные и судебные функции.
На протяжении многих поколений из ешив выходили духовные вожди еврейского народа.



В 16–17 вв. классическими странами талмудического образования, служившими образцом для ешив всей Европы, становятся Польша и Литва. В 17–18 вв. особенно славились иешивы Альтоны, Франкфурта, Хальберштадта, Фюрта,  Меца и в особенности Праги. С середины 19 века. Правительства ряда европейских государств  обуславливают право раввинов преподавать получением официального звания учителя или научных степеней и требуют включения общеобразовательных предметов в учебную программу ешив. Отказ выполнить эти требования привел к закрытию ряда  ешив в Моравии и Германии. В начале 19 в. происходит расцвет литовских иешив, (Брест-Литовска, Вильно, Пинска, Слуцка). Стараниями учеников Виленского гаона создаются иешивы в Литве и Белоруссии, в том числе наиболее известная из них - ешива в. Воложине, - из которой вышло большинство выдающихся раввинов и ученых-талмудистов России 19 в. Славились, также, ешивы в Мире и Тельшах.

После большевистского переворота началось преследование всех еврейских независимых общественных организаций и религиозных учреждений. 28 декабря 1920 г. циркуляром еврейского отдела Народного комиссариата просвещения было объявлено о ликвидации хедеров и ешив. Несмотря на преследования, часть ешив продолжали существование в полулегальных условиях. Значительная часть их руководителей были арестованы и сосланы в Сибирь. К середине 1930-х гг. все ешивы были закрыты.
2-я мировая война нанесли удар иешивам Восточной и Центральной Европы. В 1945–46 гг. в Самарканде на полулегальных условиях действовали  литовская иешива и иешива хасидов Хабада.



  В 1957 г. при Московской хоральной синагоге было открыто еврейское религиозное учебное заведение — ешива «Кол Я‘аков», в которой обучалось несколько шойхетов. В середине 20-го века основными центрами изучения Талмуда становятся ешивы Израиля и США.
Вначале 80-х и во время Перестройки, в Советском Союзе начала оживляться еврейская религиозная жизнь. Сегодня в России интерес к занятиям в ешиве достаточно  велик, молодые люди стремятся проникнуть в мир Талмуда и еврейской философии.
Сравним обучение в ешиве с обучением в ВУЗе.
Современное светское высшее образование не однородно. Одни учебные заведения превосходят другие. Дипломы и степени,  полученные в  Оксфорде, Гарварде, или МГУ имеют вес, который отличает их от аналогичных, полученных после окончания академии, например, в Верхнем Волочке. Разница в оценке уровня образования заключается не в превосходстве интеллекта, а в разных "культурах преподавания", сложившихся в учебных заведениях. В престижных университетах обычно преподают лучшие профессора, и учатся более амбициозные и целеустремлённые студенты.
Более высокий уровень преподавания, более высокие требования позволяют студентам полнее реализовывать заложенный в них потенциал. И хотя разница в умственных способностях студентов университетов разных уровней не так уж ощутима, достижения студентов существенно отличаются. "Культура отличия" подстегивает студентов престижных университетов добиваться максимума.
Цель обучения в ешивах - подготовка ученых, владеющих Устным Законом в степени, достаточной для выведения из существующей Галахи новых решений, приложимых к новым ситуациям. Ученикам предписывается активное участие в лекциях и в дискуссиях, вменяется в обязанность и всячески поощряется выдвижение возражений и поиск противоречий в высказываниях учителя.
Но ешива, в отличие от университета, должна дать студентам не только знание (еврейской традиции), это ещё и механизм, ответственный за формирование у студентов связи со Вс-вышним. Она должна передать чувство святости и связь с Б-гом, вместе с познаниями в Торе так, чтобы ощущение святости стало частью его души. Атмосфера духовного напряжения столь же необходимая составляющая успеха работы Ешивы, как и культура интеллектуального роста. Университет не вмешивается в личную жизнь учащихся и мало интересуется моральными стандартами их отношений с другими людьми. Но Ешива не может их игнорировать.  Все ешивы (возможно, в разной степени) направлены на максимально возможный духовный подъём человека, на работу над совершенствованием качеств характера, глубину учёности в области Закона. После дарования Торы везде, где жили евреи, были ешивы. И как не похож один коллектив на другой, так и ешивы разнятся между собой. В ешивах  присутствует "культура отличия", которая базируется на уровне преподавательского состава, потенциале и мотивации учащихся, уровне требований.
Цель обучения в ешивах - подготовка ученых, владеющих Устным Законом в степени, достаточной для выведения из существующей Галахи новых решений, приложимых к новым ситуациям. Ученикам предписывается активное участие в лекциях и в дискуссиях, вменяется в обязанность и всячески поощряется выдвижение возражений и поиск противоречий в высказываниях учителя. Но ешива, в отличие от университета, должна дать студентам не только знание (еврейской традиции), это ещё и механизм, ответственный за формирование у студентов связи со Вс-вышним. Она должна передать чувство святости и связь с Б-гом, вместе с познаниями в Торе так, чтобы ощущение святости стало частью его души. Атмосфера духовного напряжения столь же необходимая составляющая успеха работы Ешивы, как и культура интеллектуального роста. Университет не вмешивается в личную жизнь учащихся и мало интересуется моральными стандартами их отношений с другими людьми. Но Ешива не может их игнорировать. Все ешивы (возможно, в разной степени) направлены на максимально возможный духовный подъём человека, на работу над совершенствованием качеств характера, глубину учёности в области Закона. После дарования Торы везде, где жили евреи, были ешивы. И как не похож один коллектив на другой, так и ешивы разнятся между собой. В ешивах  присутствует "культура отличия", которая базируется на уровне преподавательского состава, потенциале и мотивации учащихся, уровне требований.



Молодые люди, приезжающие на семинары в ешиву «Торат Хаим», знакомятся с основами иудаизма. Многие из них устанавливают связь с еврейством, начинают изучать иврит, Тору и Талмуд, периодически приезжают на семинары в ешиву, приближаются к Вере.
Некоторые остаются на постоянную учебу.

Главная книга, которую изучают в «Торат Хаим», да и во всех ешивах мира – это Вавилонский Талмуд, по-другому называемый гемара. Изучение гемары – основная форма изучения всей Торы, поэтому задача ешивы—привести учащегося к самостоятельному изучению и пониманию гемары как можно быстрее.
Учащиеся ешивы изучают Тору и достигают довольно серьезного уровня в понимании Талмуда.
Пятикнижие, философские книги и книги законов являются дополнительным материалом.



Классическая форма изучения Талмуда - в парах. Ею пользуются как начинающие, так и умудренные опытом "талмудисты". Хаврута (пара) читает, анализирует текст и обсуждает его.
Такая особенность изучения связана в первую очередь со спецификой Талмуда. Дело в том, что манера изложения информации в Талмуде скорее напоминает теоремы, каждая из которых предполагает доказательство. От изучающего требуется выстроить логическую цепочку, охватывающую вопросы, ответы и доказательства обсуждаемой темы.
Даже в тех случаях, когда учащиеся не могут сами прийти к общему решению и его выносит кто-то другой, понимание этого решения очень глубоко, ибо все основы были изучены и обсуждены.
Такой процесс изучения дает возможность проникнуть в самую суть закона, во все его тонкости.
Каждая хаврута выбирает индивидуальный (наиболее продуктивный) темп продвижения.

Обычно основные подходы в восприятии и понимании Талмуда ученикам объясняют уже в первой группе, уроки ведутся на русском языке с использованием текстов на иврите. Во второй группе, с помощью преподавателя начинают работать с оригинальным текстом, пробуют самостоятельно переводить и понимать его. Постепенно иврита становится все больше, в четвертой группе занятия ведутся исключительно на иврите



На первом этапе учебы идет элементарное приобщение  к еврейскому образу жизни. Знакомство с еврейской традицией, начало соблюдения заповедей, изучение Торы переворачивает взгляд человека на мир, он приходит к пониманию того, что мир создан и каждый миг обновляется Творцом. Эта грандиозная идея служит поводом и причиной для глобального изменения образа жизни. Изменения захватывают перечень и сочетание продуктов питания, приготовление и прием пищи, одежду, отношения с противоположным полом, поведение в субботу, семейные отношения...
Меняется вся картина жизни.

Ешива—это место, наполненное Торой. Именно здесь человек может сделать её своей...
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!