Центр изучения Торы Москва - информационный центр
18-08-2017, 18:52:58 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: р. Александр Айзенштат вспоминает:  (Прочитано 3983 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Admin
Administrator
*****
Сообщений: 83


« : 29-12-2009, 16:57:10 »



Религиозная жизнь в Москве продолжалась всегда, в той или иной форме, конечно. И даже в самые темные советские времена были люди, подполь-но соблюдавшие шабат и кашрут, молившиеся в миньяне, учившие Тору. Сразу скажу, что до своего отъезда в Израиль в 1974, году я к этой тради-ционной жизни не имел никакого отношения. Я рос в обычной московской нерелигиозной семье и в 22 года уехал из Москвы в Израиль.
За 15 лет моего отсутствия в столичной еврейской среде успели произой-ти большие перемены. Когда в начале 80-х годов людей снова перестали выпускать из страны, начала формироваться некая среда, сообщество тех, кто все отчетливей осознавал свою принадлежность к евреям и еврейству. Как говорят сейчас – они себя «позиционировали» как евреи. Это были люди, не боявшиеся встречаться, несмотря на пристальное внимание к по-добным собраниям со стороны КГБ. Они больше не думали о карьере и спокойствии. Они хотели уехать из Союза и ждали разрешения на выезд. В какой-то момент эти люди встретились с теми самыми стариками, со-хранившими Традицию и жившими в соответствии с ней. Значение этой встречи трудно переоценить. На мой взгляд, именно тогда в Советском Союзе и в Москве появилось движение баалей-тшува. Когда я впервые по-сле своей репатриации прилетел в Москву, я не застал практически никого из тех, о ком я Вам только что рассказал. Старики умерли, молодые полу-чили возможность совершить, наконец, свою Алию и уехали в считанные месяцы. И вот в этот момент приезжаем из Израиля мы с твердым убеж-дением, что в Москве необходимо наладить настоящую еврейскую жизнь: с соблюдением Заповедей и изучением Торы.
М
Нам серьезно повезло с самого начала. Нашим духов-ным наставником был рав Моше Соловейчик – человек из знаменитой раввинской династии, племянник Рава из Бриска. Рав Моше -один из лидеров поколения -ни-когда не занимал какой-то официальной должности, да-вал уроки Торы в разных синагогах, славился самостоя-тельностью мнений и поступков. Идею создания ешивы в Москве он поддержал. Это было очень важно, на его авторитет полагались многие.
Записан
Admin
Administrator
*****
Сообщений: 83


« Ответ #1 : 29-12-2009, 17:04:31 »

Москву поздней осенью 1989-го, вдвоем с равом Ицхаком
Зильбером. Он был очень энергичный, глубоко религиозный человек, хо-рошо говорил на идиш, мог вести переговоры, связанные с организацией ешивы в Москве. Помимо нашей общей цели у него тогда была еще и очень важная своя: он хотел посетить могилу своего отца в Казани. Поехать в Союз тогда, в 1989-м году -это была штука непростая. Ехать можно было только по приглашению родственников, но за 60 долларов в течение ме-сяца делали советскую визу в одном из консульств. Таким образом, мы и сделали визу р. Зильберу. Других 60-ти долларов у нас на тот момент просто не было. И началась наша совместная эпопея по добыче докумен-тов для меня. У меня есть родственники во Франции – и мы взяли биле-ты через Париж: понадеялись, что там сделать мне визу будет проще… Мы с равом Ицхаком просидели в Париже месяц. Брат моей жены каждое утро вместе со мной отправлялся «по инстанциям» добывать визу. Мы так ничего и не добились и поехали на поезде в Цюрих. Пришли к раву Моше Соловейчику. Он помог нам с деньгами.
Кто-то обнадёжил, что якобы въездную визу в Советский Союз можно по-лучить прямо в Шереметьево-2. И вот Москва. Аэропорт. Я пошел говорить с пограничниками, а р. Зильбер – с визой – сел на скамейку и стал читать Теилим. Часть книг, которые мы везли с собой, у нас изъяли. Сказали, что мы превысили положенную норму. Потом хмурый пограничник в чине ка-питана сообщил, что в визе мне отказано и посоветовал, пока не поздно, поторопиться обратно в самолет, возвращающийся в Цюрих. Надо было видеть лица стюардесс, которые сказали мне «До свидания» полтора часа назад!
Визу я все-таки получил. Через Будапешт. И присоединился к раву Ицхаку спустя 3 дня. Мы пробыли в Москве неделю, встречались с людьми, говорили...
Мы тогда провели, как мне помнится, десятков разных встреч и перего-воров – и в России, и в Европе, и в Израиле. Убедить людей организовать что-нибудь серьезное в Москве, было нелегко. Те, кто приобщился к Торе, к традиции и кто когда-то и сам жил в Союзе считали, что те, кто хотел приобщиться к Торе -уже приобщились и уехали, желающих учить Тору в России не осталось, наши попытки вернуть в Москву идишкайт помогут, как мертвому припарки. Но у меня было другое мнение. За те 15 лет, что я к тому моменту прожил в Израиле, у меня был уже приличный опыт «ки-рувной» деятельности -работы с начинающими баалей-тшува. В ту нашу поездку в Москву мне удалось организовать несколько встреч с теми, кто интересовался еврейством, иудаизмом. Я провел несколько уроков – и люди пришли. И я понял, что в Москве может что-то получиться…
К концу 89-го года в Москве оставалось несколько интересующихся идиш-кайтом людей. Среди них настоящих, серьезных баалей-тшува – бук-вально пара человек. Настрой был такой: всё – тайно, мы – подпольщи-ки. Такой тайный союз... У меня был совсем другой, израильский подход: я был уверен, что говорить о Торе, о еврействе можно и нужно со всеми. Спорить, убеждать. В Москве мне советовали: «Ты не спеши, учи с людьми иврит и заодно – потихоньку, где-то, как-то их к чему-то приобщай». Я так не хотел. Зачем – потихоньку и между делом? Зачем вуалировать главное? В Москве – такие же люди, как везде.
Записан
Admin
Administrator
*****
Сообщений: 83


« Ответ #2 : 29-12-2009, 17:06:33 »



Как только мы начали работать – у нас сразу появились серьезные учени-ки. Кирув – это не культмассовое мероприятие. Важен каждый, кто при-шел к тебе... После поездки мы с р. Зильбером вернулись из Москвы в Цюрих и вновь встретились с р. Моше Соловейчиком.
-Ну, как?
-Есть люди, которым это нужно и интересно. Можно работать. – Сколько вам нужно для этого денег? Мы назвали приблизительную сумму.
…Сначала были съемные квартиры, в которых мы организовывали уроки, проводили шабаты. Там всегда была кашерная еда. Постепенно учеников становилось больше, собираться в квартирах было уже неудобно. Мы по-няли, что нам нужно больше места. Между Йом Кипуром и Суккотом 90-го года мы переехали в дом отдыха в поселке Валентиновка под Москвой. Сняли там двухэтажный дом. Я тогда упустил прекрасную возможность на волне всеобщего раздрая и перемен в стране купить для ешивы соб-ственное здание. Сейчас в это трудно поверить, но тогда за 10 тысяч долла-ров можно было купить практически любое помещение! Спустя три года мы снова поменяли адрес: йешива располагалась в санатории недалеко от
10
знаменитой Малаховки, в Удельной. Несколько лет назад она переехала в недостроенный профилакторий...
Еще одной нашей проблемой было найти хороших преподавателей в Израиле. Нет, само собой, знающих, глубоких, готовых преподавать людей здесь много. Сложность была в другом -уговорить человека на две недели каждый месяц оставлять семью, учебу и прилетать в Москву. Жить в та-ком режиме согласится не каждый. Нам повезло: нашими единомышлен-никами с самого начала оказались очень достойные и незаурядные люди: Давид Крюгер, Яков Сокован, – это только самые первые. Потом к нам присоединились рав Шимон Познер, рав Элияhу Тавгер, рав Цви Патлас, рав Мойше Лебель, и другие.Все -высоких человеческих качеств.
Первые пять лет существования ешивы совпали с последними годами жизни рава Мойше Соловейчика. Рав был официальным руководите-лем ешивы «Торат Хаим». Связь с ним по телефону поддерживалась поч-ти ежедневно.Он приехал в ешиву на праздник, посвященный внесению свитка Торы в Бейт-Мидраш «Торат Хаим». Это было в Удельной, летом 1993 года. Он пробыл в йешиве три с половиной дня. Ни во время пребы-вания в России, ни до, ни после, он не давал конкретных указаний, что и как учить, кого принимать. Беседы всегда сводились к общим, идеологическим принципам.
.
Записан
Admin
Administrator
*****
Сообщений: 83


« Ответ #3 : 29-12-2009, 17:10:12 »



После смерти рава Мойше Соловейчика еще пять лет комитет возглавлял глава общины Цюриха рав Вольф Розенгартен. В 1939-1940 году он спасал йешивы «Мир» и «Каменец», многих мудрецов Торы из Литвы, купив для них в польском посольстве 800 паспортов. Посол Японии вынужден был приземлиться в Каунасе, чтобы выдать всем въездные визы в Японию. Каждый паспорт стоил 12 швейцарских франков. Раву Вольфу тогда было 25 лет.
Многие считают, что благодаря ему была спасена Тора, которая есть сегодня в мире, главы ешив и главы всего народа.
Когда раву Вольфу не удавалось собрать достаточно пожертвований для «Торат Хаим», он покрывал недостаток из собственного кармана.
За год до смерти он приехал в ешиву в последний раз. Уезжая и прощаясь с ребятами, заплакал и поцеловал каждого ученика...
Историй за это время было много. От антисемитских выходок мы, сла-ва Б-гу, почти не страдали. Расскажу об одном из случаев, который про-изошёл почти в самом начале, еще в Валентиновке. Суббота вечером, лето. Мы – человек 20 -сидим рядом с ешивой на улице. Несмотря на то, что наш внешний вид – кипот, цицит –выглядел достаточно экзотическимв
11
Подмосковье, мы чувствовали себя более или менее спокойно. Дело в том, что в целях безопасности мы прибегли к распространенным тогда охран-ным услугам… местных бандитов. И вот перед нами неожиданно появляет-ся один из них. Он был сильно нетрезв, в руках держал внушительных раз-меров дубину. Приблизившись к нам, он принялся этой дубиной размахи-вать и кричать: «Жиды! Ограбили, погубили Россию!» Честно говоря, мы сидели в полном замешательстве. Яков Сокован подошел к бандиту, взял за плечо: « Ну, что, наорался? Пойдем выпьем...» – и увел, причем «патри-от» даже не пытался сопротивляться.
...Всегда есть интересные ученики, интересные судьбы. Я Вам расскажу об одном из них – самом первом нашем ученике, Александре Гольдберге. Сейчас он живет в Израиле, в Кфар Хасидим. А тогда, в конце 80-х, это был типичный московский молодой интеллигентный парень, кандидат в ма-стера спорта по дзюдо. Его из института призвали в армию. А он невысоко-го роста плюс Гольдберг –на первый взгляд типичная жертва, сами пони-маете. Одним словом, он там регулярно с кем-нибудь дрался. Интересно, что позднее он уверял нас, что свой первый шаг к иудаизму сделал тогда: вдруг подумал, что мир и жизнь – такие замечательные сложные вещи – просто не могли быть созданы для мордобоя, глупости, ненависти. Не для этого мир и всё на земле появилось и существует!
После армии он вернулся в свой институт, пошел в Библиотеку иностран-ной литературы на Котельнической набережной, взял Еврейскую энци-клопедию и обнаружил, что евреи – это не малая народность такая, а ре-лигия, философия, история ... Гольдберг стал узнавать, где обо всем этом можно узнать помимо энциклопедии. Кто-то в институте сказал ему, что есть такой Айзенштат, который обучает желающих Мишне. «А что такое Мишна?» -спросил Гольдберг. «Это такая Тора», - ответили ему. И он при-шел к нам. Стал ходить на уроки, спорить. И вот однажды в пылу спора я его – кандидата в мастера спорта по дзюдо – двинул кулаком в грудь. Он на несколько секунд замер и совершенно не знал – как на это реагиро-вать... Так вот, вы не поверите, но это стало моментом истины - Гольдберг утверждает, что именно в этот миг ему открылось нечто, что перевернуло его жизнь. Он ушел из своего института и приехал учиться в нашу йешиву.
В чем была и есть идеология нашей йешивы, всей нашей деятельно-сти? Если в общих словах – мы всегда на первое место ставили внутрен-нее, а не внешнее. Что я имею в виду? И тогда, в конце 80-х, и позднее, в Москве существовала еврейская жизнь в виде каких-то мероприятий, к чему-нибудь приуроченных. Я, не дай Б-г, не хочу сказать, что праздни-ки не важны, просто мы делали акцент на другое. Наше твердое убежде-ние, которое мы пытались передать ученикам, заключалось и заключа-ется в том, что главное для еврея – это жить по заповедям и учить Тору.
Записан
Admin
Administrator
*****
Сообщений: 83


« Ответ #4 : 29-12-2009, 17:13:23 »



Это – суть. И тогда, и сейчас были и есть молодые люди, у которых в ка-кой-то момент появляется внутренний духовный порыв изменить свою жизнь. Именно этими молодыми людьми, именно этими их стремлени-ями мы и стараемся заниматься. Мы никогда не стремились как-то по-участвовать в уже существующей еврейской и околоеврейской москов-ской деятельности. У нас, что называется, «своя программа». Мы имеем дело только с теми, кто пришел к нам сам. Сам захотел, заинтересовался. Сразу хочу сказать, что наша йешива – это не такое идеальное место в рай-оне ближнего Подмосковья, где обитают абсолютные праведники. К нам попадали разные люди. К нам попадали и воры, и обманщики. Случались инциденты. Сейчас, слава Б-гу, с такими проблемами сталкиваемся реже.
-Парень приехал к нам из Саратова. 17-тилетний вчерашний школьник. И мама, и папа -евреи. Мне он объяснил, что приехал учиться, что о йе-шиве ему рассказали наши студенты – его земляки из Саратова. А доволь-но скоро выяснилось, что он там, у себя дома, состоял в какой-то группи-ровке, был связан с местными бандитами. А к нам он просто сбежал, ему нужно было от них где-то скрыться! Но, что вы думаете? Он стал учиться. Сделался йешива-бахуром, потом женился. Некоторое время они с женой и маленьким ребенком жили прямо у нас в йешиве. Потом они репатрииро-вались в Израиль, он стал серьезным аврехом.
Записан
Admin
Administrator
*****
Сообщений: 83


« Ответ #5 : 29-12-2009, 17:15:35 »



Было много всего, понимаете? Главное – работать не «с евреями», не с «баалей-тшува» в целом, а с каждым человеком в отдельности. Когда я встречаюсь со спонсорами, я говорю им: «Вот ты со своим сы-ном возишься столько лет! Учишь, воспитываешь – и все равно еще не факт, что он вырастет таким, каким ты хочешь его видеть. А тут – при-
ходят взрослые, сформировавши-еся ребята! Сколько надо в них вкладывать, сколько требуется усилий и времени!»
Мы всегда играем по своим правилам -никого не уговариваем, не заигры-ваем. Хочешь учиться – учись. Нет – придется уйти. В йешиве есть требо-вания к соблюдению. Мы никогда не скажем ученику, к примеру, следую-щее: «Ради мира с родителями ты можешь нарушить некоторые запреты Шабата».
Внутри йешивы у нас система самая простая. Мне противен формализм, вся эта система «подчиненный – начальник – главный начальник». Любой из преподавателей может иметь право решающего голоса, к при-меру, если надо решать – оставляем мы ученика в йешиве или нет. И если студент не учится, ведет себя неподобающим образом, это доволь-но скоро станет известно, и ему укажут на дверь. Главное требование
– это искреннее желание и готовность учиться. Остальное – частности. К примеру, у нас нет возрастных ограничений. Самому старшему наше-му ученику – Хаиму Фельдману – за 70. Самому младшему – Михаэлю Шипликову – недавно исполнилось 11 лет. Он учится в московской шко-ле экстерном. Приезжает туда, сдает экзамены, и возвращается в йешиву. Он уже закончил половину всей Мошны, недавно был сиюм. У нас учатся те, кто делает первые шаги в сторону Традиции, начинающие. Мы закла-дываем основы. К нам приходят разные люди: студенты, бизнесмены. Все они – на совершенно разном уровне знания, соблюдения. И мы их в мяг-кой, деликатной форме обременяем учебой. Первым делом человек дол-жен выучить язык, научиться читать. Можно сколько угодно философ-ствовать, затрагивая разные высокие темы -все без толку, если не умеешь читать и никогда не сможешь сам учить Талмуд. Им нужно научиться чи-тать на иврите, понимать, как устроен Талмуд. Им необходимо для начала познакомиться с основной литературой. Это – самый первый этап. И пре-одоление этого этапа – то, что мы собственно делаем, -новшество с точки зрения практики обычного кирува. Кроме того, мы объясняем людям, что
14
Тора, жизнь по Торе – это не легкие вкрапления чего-то национального в обычную московскую жизнь. Это – другой мир. Мы не можем и не хотим создавать людям иллюзию, что они пришли к нам, выслушали лекцию – и автоматически сделались религиозными евреями. Это – тяжелый труд и многолетняя учеба. Тора – это не таблетка, которую принял – и изменил себя. Тора – это своего рода феномен, под воздействием которого человек может обогатиться, и измениться.
Наши преподаватели, учителя -люди, сочетающие высокие человеческие качества, знание Торы со способностью представить глубину и красоту ев-рейской традиции. Это живые носители традиции, люди, живущие Торой.
Записан
Admin
Administrator
*****
Сообщений: 83


« Ответ #6 : 29-12-2009, 17:17:05 »



Многие из нихналетали сотни тысяч километров, провели в пути много бессонных ночей, дали тысячи уроков, тысячи часов прожили -прогово-рили, а когда надои промолчали с учениками.
Москвичи, посещающие отдельные уроки или приезжающие в йешиву на субботу и праздники, могут общаться с этими людьми и задавать им любые вопросы.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.13 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!