Центр изучения Торы Москва - информационный центр

Центр изучения Торы - информационная часть => Ешива «Торат Хаим» Москва => : Admin 26-01-2010, 07:23:09



: Ешива - историческая справка
: Admin 26-01-2010, 07:23:09
Ешива - историческая справка

Ешива (переводится с иврита как сидение, заседание) - это главная форма еврейского обучения, высшее религиозное учебное заведение, где изучается Талмуд.
Уже около двух тысяч лет ешивы остаются местом, где сохранялась и развивалась традиционная еврейская культура.  Элита еврейского народа формировалась не только и не столько на основе богатства, происхождения и т.д., в неё входили ученые знатоки Торы. Следует учитывать, что возможность учиться в иешиве (и достигать самой высокой степени учености исключительно благодаря своим способностям и прилежанию), предоставлялась каждому еврейскому юноше. Образ ученого, играющего ведущую роль в жизни еврейской общины, идеал изучения Торы как высшей ценности и благоговейное отношение к учению и книге, наложили неизгладимый отпечаток на еврейское общество и психологию евреев во всем мире. В определённые эпохи ешива выполняла также законодательные и судебные функции.
На протяжении многих поколений из ешив выходили духовные вожди еврейского народа.

(http://www.ytcm.org/photos/pics/062.jpg)

В 16–17 вв. классическими странами талмудического образования, служившими образцом для ешив всей Европы, становятся Польша и Литва. В 17–18 вв. особенно славились иешивы Альтоны, Франкфурта, Хальберштадта, Фюрта,  Меца и в особенности Праги. С середины 19 века. Правительства ряда европейских государств  обуславливают право раввинов преподавать получением официального звания учителя или научных степеней и требуют включения общеобразовательных предметов в учебную программу ешив. Отказ выполнить эти требования привел к закрытию ряда  ешив в Моравии и Германии. В начале 19 в. происходит расцвет литовских иешив, (Брест-Литовска, Вильно, Пинска, Слуцка). Стараниями учеников Виленского гаона создаются иешивы в Литве и Белоруссии, в том числе наиболее известная из них - ешива в. Воложине, - из которой вышло большинство выдающихся раввинов и ученых-талмудистов России 19 в. Славились, также, ешивы в Мире и Тельшах.

После большевистского переворота началось преследование всех еврейских независимых общественных организаций и религиозных учреждений. 28 декабря 1920 г. циркуляром еврейского отдела Народного комиссариата просвещения было объявлено о ликвидации хедеров и ешив. Несмотря на преследования, часть ешив продолжали существование в полулегальных условиях. Значительная часть их руководителей были арестованы и сосланы в Сибирь. К середине 1930-х гг. все ешивы были закрыты.
2-я мировая война нанесли удар иешивам Восточной и Центральной Европы. В 1945–46 гг. в Самарканде на полулегальных условиях действовали  литовская иешива и иешива хасидов Хабада.

(http://www.ytcm.org/photos/pics/355.jpg)

  В 1957 г. при Московской хоральной синагоге было открыто еврейское религиозное учебное заведение — ешива «Кол Я‘аков», в которой обучалось несколько шойхетов. В середине 20-го века основными центрами изучения Талмуда становятся ешивы Израиля и США.
Вначале 80-х и во время Перестройки, в Советском Союзе начала оживляться еврейская религиозная жизнь. Сегодня в России интерес к занятиям в ешиве достаточно  велик, молодые люди стремятся проникнуть в мир Талмуда и еврейской философии.
Сравним обучение в ешиве с обучением в ВУЗе.
Современное светское высшее образование не однородно. Одни учебные заведения превосходят другие. Дипломы и степени,  полученные в  Оксфорде, Гарварде, или МГУ имеют вес, который отличает их от аналогичных, полученных после окончания академии, например, в Верхнем Волочке. Разница в оценке уровня образования заключается не в превосходстве интеллекта, а в разных "культурах преподавания", сложившихся в учебных заведениях. В престижных университетах обычно преподают лучшие профессора, и учатся более амбициозные и целеустремлённые студенты.
Более высокий уровень преподавания, более высокие требования позволяют студентам полнее реализовывать заложенный в них потенциал. И хотя разница в умственных способностях студентов университетов разных уровней не так уж ощутима, достижения студентов существенно отличаются. "Культура отличия" подстегивает студентов престижных университетов добиваться максимума.
Цель обучения в ешивах - подготовка ученых, владеющих Устным Законом в степени, достаточной для выведения из существующей Галахи новых решений, приложимых к новым ситуациям. Ученикам предписывается активное участие в лекциях и в дискуссиях, вменяется в обязанность и всячески поощряется выдвижение возражений и поиск противоречий в высказываниях учителя.
Но ешива, в отличие от университета, должна дать студентам не только знание (еврейской традиции), это ещё и механизм, ответственный за формирование у студентов связи со Вс-вышним. Она должна передать чувство святости и связь с Б-гом, вместе с познаниями в Торе так, чтобы ощущение святости стало частью его души. Атмосфера духовного напряжения столь же необходимая составляющая успеха работы Ешивы, как и культура интеллектуального роста. Университет не вмешивается в личную жизнь учащихся и мало интересуется моральными стандартами их отношений с другими людьми. Но Ешива не может их игнорировать.  Все ешивы (возможно, в разной степени) направлены на максимально возможный духовный подъём человека, на работу над совершенствованием качеств характера, глубину учёности в области Закона. После дарования Торы везде, где жили евреи, были ешивы. И как не похож один коллектив на другой, так и ешивы разнятся между собой. В ешивах  присутствует "культура отличия", которая базируется на уровне преподавательского состава, потенциале и мотивации учащихся, уровне требований.
Цель обучения в ешивах - подготовка ученых, владеющих Устным Законом в степени, достаточной для выведения из существующей Галахи новых решений, приложимых к новым ситуациям. Ученикам предписывается активное участие в лекциях и в дискуссиях, вменяется в обязанность и всячески поощряется выдвижение возражений и поиск противоречий в высказываниях учителя. Но ешива, в отличие от университета, должна дать студентам не только знание (еврейской традиции), это ещё и механизм, ответственный за формирование у студентов связи со Вс-вышним. Она должна передать чувство святости и связь с Б-гом, вместе с познаниями в Торе так, чтобы ощущение святости стало частью его души. Атмосфера духовного напряжения столь же необходимая составляющая успеха работы Ешивы, как и культура интеллектуального роста. Университет не вмешивается в личную жизнь учащихся и мало интересуется моральными стандартами их отношений с другими людьми. Но Ешива не может их игнорировать. Все ешивы (возможно, в разной степени) направлены на максимально возможный духовный подъём человека, на работу над совершенствованием качеств характера, глубину учёности в области Закона. После дарования Торы везде, где жили евреи, были ешивы. И как не похож один коллектив на другой, так и ешивы разнятся между собой. В ешивах  присутствует "культура отличия", которая базируется на уровне преподавательского состава, потенциале и мотивации учащихся, уровне требований.

(http://www.ytcm.org/photos/pics/0437.jpg)

Молодые люди, приезжающие на семинары в ешиву «Торат Хаим», знакомятся с основами иудаизма. Многие из них устанавливают связь с еврейством, начинают изучать иврит, Тору и Талмуд, периодически приезжают на семинары в ешиву, приближаются к Вере.
Некоторые остаются на постоянную учебу.

Главная книга, которую изучают в «Торат Хаим», да и во всех ешивах мира – это Вавилонский Талмуд, по-другому называемый гемара. Изучение гемары – основная форма изучения всей Торы, поэтому задача ешивы—привести учащегося к самостоятельному изучению и пониманию гемары как можно быстрее.
Учащиеся ешивы изучают Тору и достигают довольно серьезного уровня в понимании Талмуда.
Пятикнижие, философские книги и книги законов являются дополнительным материалом.

(http://www.ytcm.org/photos/pics/0419.jpg)

Классическая форма изучения Талмуда - в парах. Ею пользуются как начинающие, так и умудренные опытом "талмудисты". Хаврута (пара) читает, анализирует текст и обсуждает его.
Такая особенность изучения связана в первую очередь со спецификой Талмуда. Дело в том, что манера изложения информации в Талмуде скорее напоминает теоремы, каждая из которых предполагает доказательство. От изучающего требуется выстроить логическую цепочку, охватывающую вопросы, ответы и доказательства обсуждаемой темы.
Даже в тех случаях, когда учащиеся не могут сами прийти к общему решению и его выносит кто-то другой, понимание этого решения очень глубоко, ибо все основы были изучены и обсуждены.
Такой процесс изучения дает возможность проникнуть в самую суть закона, во все его тонкости.
Каждая хаврута выбирает индивидуальный (наиболее продуктивный) темп продвижения.

Обычно основные подходы в восприятии и понимании Талмуда ученикам объясняют уже в первой группе, уроки ведутся на русском языке с использованием текстов на иврите. Во второй группе, с помощью преподавателя начинают работать с оригинальным текстом, пробуют самостоятельно переводить и понимать его. Постепенно иврита становится все больше, в четвертой группе занятия ведутся исключительно на иврите

(http://www.ytcm.org/photos/pics/125.jpg)

На первом этапе учебы идет элементарное приобщение  к еврейскому образу жизни. Знакомство с еврейской традицией, начало соблюдения заповедей, изучение Торы переворачивает взгляд человека на мир, он приходит к пониманию того, что мир создан и каждый миг обновляется Творцом. Эта грандиозная идея служит поводом и причиной для глобального изменения образа жизни. Изменения захватывают перечень и сочетание продуктов питания, приготовление и прием пищи, одежду, отношения с противоположным полом, поведение в субботу, семейные отношения...
Меняется вся картина жизни.

Ешива—это место, наполненное Торой. Именно здесь человек может сделать её своей...


Sorry, the copyright must be in the template.
Please notify this forum's administrator that this site is missing the copyright message for SMF so they can rectify the situation. Display of copyright is a legal requirement. For more information on this please visit the Simple Machines website.