Центр изучения Торы Москва - информационный центр

Центр изучения Торы - информационная часть => Общая информация => : Admin 29-12-2009, 16:57:10



: р. Александр Айзенштат вспоминает:
: Admin 29-12-2009, 16:57:10
(http://www.ytcm.org/photos/pics/006.jpg)

Религиозная жизнь в Москве продолжалась всегда, в той или иной форме, конечно. И даже в самые темные советские времена были люди, подполь-но соблюдавшие шабат и кашрут, молившиеся в миньяне, учившие Тору. Сразу скажу, что до своего отъезда в Израиль в 1974, году я к этой тради-ционной жизни не имел никакого отношения. Я рос в обычной московской нерелигиозной семье и в 22 года уехал из Москвы в Израиль.
За 15 лет моего отсутствия в столичной еврейской среде успели произой-ти большие перемены. Когда в начале 80-х годов людей снова перестали выпускать из страны, начала формироваться некая среда, сообщество тех, кто все отчетливей осознавал свою принадлежность к евреям и еврейству. Как говорят сейчас – они себя «позиционировали» как евреи. Это были люди, не боявшиеся встречаться, несмотря на пристальное внимание к по-добным собраниям со стороны КГБ. Они больше не думали о карьере и спокойствии. Они хотели уехать из Союза и ждали разрешения на выезд. В какой-то момент эти люди встретились с теми самыми стариками, со-хранившими Традицию и жившими в соответствии с ней. Значение этой встречи трудно переоценить. На мой взгляд, именно тогда в Советском Союзе и в Москве появилось движение баалей-тшува. Когда я впервые по-сле своей репатриации прилетел в Москву, я не застал практически никого из тех, о ком я Вам только что рассказал. Старики умерли, молодые полу-чили возможность совершить, наконец, свою Алию и уехали в считанные месяцы. И вот в этот момент приезжаем из Израиля мы с твердым убеж-дением, что в Москве необходимо наладить настоящую еврейскую жизнь: с соблюдением Заповедей и изучением Торы.
М
Нам серьезно повезло с самого начала. Нашим духов-ным наставником был рав Моше Соловейчик – человек из знаменитой раввинской династии, племянник Рава из Бриска. Рав Моше -один из лидеров поколения -ни-когда не занимал какой-то официальной должности, да-вал уроки Торы в разных синагогах, славился самостоя-тельностью мнений и поступков. Идею создания ешивы в Москве он поддержал. Это было очень важно, на его авторитет полагались многие.


: р. Александр Айзенштат вспоминает:
: Admin 29-12-2009, 17:04:31
Москву поздней осенью 1989-го, вдвоем с равом Ицхаком
Зильбером. Он был очень энергичный, глубоко религиозный человек, хо-рошо говорил на идиш, мог вести переговоры, связанные с организацией ешивы в Москве. Помимо нашей общей цели у него тогда была еще и очень важная своя: он хотел посетить могилу своего отца в Казани. Поехать в Союз тогда, в 1989-м году -это была штука непростая. Ехать можно было только по приглашению родственников, но за 60 долларов в течение ме-сяца делали советскую визу в одном из консульств. Таким образом, мы и сделали визу р. Зильберу. Других 60-ти долларов у нас на тот момент просто не было. И началась наша совместная эпопея по добыче докумен-тов для меня. У меня есть родственники во Франции – и мы взяли биле-ты через Париж: понадеялись, что там сделать мне визу будет проще… Мы с равом Ицхаком просидели в Париже месяц. Брат моей жены каждое утро вместе со мной отправлялся «по инстанциям» добывать визу. Мы так ничего и не добились и поехали на поезде в Цюрих. Пришли к раву Моше Соловейчику. Он помог нам с деньгами.
Кто-то обнадёжил, что якобы въездную визу в Советский Союз можно по-лучить прямо в Шереметьево-2. И вот Москва. Аэропорт. Я пошел говорить с пограничниками, а р. Зильбер – с визой – сел на скамейку и стал читать Теилим. Часть книг, которые мы везли с собой, у нас изъяли. Сказали, что мы превысили положенную норму. Потом хмурый пограничник в чине ка-питана сообщил, что в визе мне отказано и посоветовал, пока не поздно, поторопиться обратно в самолет, возвращающийся в Цюрих. Надо было видеть лица стюардесс, которые сказали мне «До свидания» полтора часа назад!
Визу я все-таки получил. Через Будапешт. И присоединился к раву Ицхаку спустя 3 дня. Мы пробыли в Москве неделю, встречались с людьми, говорили...
Мы тогда провели, как мне помнится, десятков разных встреч и перего-воров – и в России, и в Европе, и в Израиле. Убедить людей организовать что-нибудь серьезное в Москве, было нелегко. Те, кто приобщился к Торе, к традиции и кто когда-то и сам жил в Союзе считали, что те, кто хотел приобщиться к Торе -уже приобщились и уехали, желающих учить Тору в России не осталось, наши попытки вернуть в Москву идишкайт помогут, как мертвому припарки. Но у меня было другое мнение. За те 15 лет, что я к тому моменту прожил в Израиле, у меня был уже приличный опыт «ки-рувной» деятельности -работы с начинающими баалей-тшува. В ту нашу поездку в Москву мне удалось организовать несколько встреч с теми, кто интересовался еврейством, иудаизмом. Я провел несколько уроков – и люди пришли. И я понял, что в Москве может что-то получиться…
К концу 89-го года в Москве оставалось несколько интересующихся идиш-кайтом людей. Среди них настоящих, серьезных баалей-тшува – бук-вально пара человек. Настрой был такой: всё – тайно, мы – подпольщи-ки. Такой тайный союз... У меня был совсем другой, израильский подход: я был уверен, что говорить о Торе, о еврействе можно и нужно со всеми. Спорить, убеждать. В Москве мне советовали: «Ты не спеши, учи с людьми иврит и заодно – потихоньку, где-то, как-то их к чему-то приобщай». Я так не хотел. Зачем – потихоньку и между делом? Зачем вуалировать главное? В Москве – такие же люди, как везде.


: р. Александр Айзенштат вспоминает:
: Admin 29-12-2009, 17:06:33
(http://www.ytcm.org/photos/pics/007.jpg)

Как только мы начали работать – у нас сразу появились серьезные учени-ки. Кирув – это не культмассовое мероприятие. Важен каждый, кто при-шел к тебе... После поездки мы с р. Зильбером вернулись из Москвы в Цюрих и вновь встретились с р. Моше Соловейчиком.
-Ну, как?
-Есть люди, которым это нужно и интересно. Можно работать. – Сколько вам нужно для этого денег? Мы назвали приблизительную сумму.
…Сначала были съемные квартиры, в которых мы организовывали уроки, проводили шабаты. Там всегда была кашерная еда. Постепенно учеников становилось больше, собираться в квартирах было уже неудобно. Мы по-няли, что нам нужно больше места. Между Йом Кипуром и Суккотом 90-го года мы переехали в дом отдыха в поселке Валентиновка под Москвой. Сняли там двухэтажный дом. Я тогда упустил прекрасную возможность на волне всеобщего раздрая и перемен в стране купить для ешивы соб-ственное здание. Сейчас в это трудно поверить, но тогда за 10 тысяч долла-ров можно было купить практически любое помещение! Спустя три года мы снова поменяли адрес: йешива располагалась в санатории недалеко от
10
знаменитой Малаховки, в Удельной. Несколько лет назад она переехала в недостроенный профилакторий...
Еще одной нашей проблемой было найти хороших преподавателей в Израиле. Нет, само собой, знающих, глубоких, готовых преподавать людей здесь много. Сложность была в другом -уговорить человека на две недели каждый месяц оставлять семью, учебу и прилетать в Москву. Жить в та-ком режиме согласится не каждый. Нам повезло: нашими единомышлен-никами с самого начала оказались очень достойные и незаурядные люди: Давид Крюгер, Яков Сокован, – это только самые первые. Потом к нам присоединились рав Шимон Познер, рав Элияhу Тавгер, рав Цви Патлас, рав Мойше Лебель, и другие.Все -высоких человеческих качеств.
Первые пять лет существования ешивы совпали с последними годами жизни рава Мойше Соловейчика. Рав был официальным руководите-лем ешивы «Торат Хаим». Связь с ним по телефону поддерживалась поч-ти ежедневно.Он приехал в ешиву на праздник, посвященный внесению свитка Торы в Бейт-Мидраш «Торат Хаим». Это было в Удельной, летом 1993 года. Он пробыл в йешиве три с половиной дня. Ни во время пребы-вания в России, ни до, ни после, он не давал конкретных указаний, что и как учить, кого принимать. Беседы всегда сводились к общим, идеологическим принципам.
.


: р. Александр Айзенштат вспоминает:
: Admin 29-12-2009, 17:10:12
(http://www.ytcm.org/photos/pics/008.jpg)

После смерти рава Мойше Соловейчика еще пять лет комитет возглавлял глава общины Цюриха рав Вольф Розенгартен. В 1939-1940 году он спасал йешивы «Мир» и «Каменец», многих мудрецов Торы из Литвы, купив для них в польском посольстве 800 паспортов. Посол Японии вынужден был приземлиться в Каунасе, чтобы выдать всем въездные визы в Японию. Каждый паспорт стоил 12 швейцарских франков. Раву Вольфу тогда было 25 лет.
Многие считают, что благодаря ему была спасена Тора, которая есть сегодня в мире, главы ешив и главы всего народа.
Когда раву Вольфу не удавалось собрать достаточно пожертвований для «Торат Хаим», он покрывал недостаток из собственного кармана.
За год до смерти он приехал в ешиву в последний раз. Уезжая и прощаясь с ребятами, заплакал и поцеловал каждого ученика...
Историй за это время было много. От антисемитских выходок мы, сла-ва Б-гу, почти не страдали. Расскажу об одном из случаев, который про-изошёл почти в самом начале, еще в Валентиновке. Суббота вечером, лето. Мы – человек 20 -сидим рядом с ешивой на улице. Несмотря на то, что наш внешний вид – кипот, цицит –выглядел достаточно экзотическимв
11
Подмосковье, мы чувствовали себя более или менее спокойно. Дело в том, что в целях безопасности мы прибегли к распространенным тогда охран-ным услугам… местных бандитов. И вот перед нами неожиданно появляет-ся один из них. Он был сильно нетрезв, в руках держал внушительных раз-меров дубину. Приблизившись к нам, он принялся этой дубиной размахи-вать и кричать: «Жиды! Ограбили, погубили Россию!» Честно говоря, мы сидели в полном замешательстве. Яков Сокован подошел к бандиту, взял за плечо: « Ну, что, наорался? Пойдем выпьем...» – и увел, причем «патри-от» даже не пытался сопротивляться.
...Всегда есть интересные ученики, интересные судьбы. Я Вам расскажу об одном из них – самом первом нашем ученике, Александре Гольдберге. Сейчас он живет в Израиле, в Кфар Хасидим. А тогда, в конце 80-х, это был типичный московский молодой интеллигентный парень, кандидат в ма-стера спорта по дзюдо. Его из института призвали в армию. А он невысоко-го роста плюс Гольдберг –на первый взгляд типичная жертва, сами пони-маете. Одним словом, он там регулярно с кем-нибудь дрался. Интересно, что позднее он уверял нас, что свой первый шаг к иудаизму сделал тогда: вдруг подумал, что мир и жизнь – такие замечательные сложные вещи – просто не могли быть созданы для мордобоя, глупости, ненависти. Не для этого мир и всё на земле появилось и существует!
После армии он вернулся в свой институт, пошел в Библиотеку иностран-ной литературы на Котельнической набережной, взял Еврейскую энци-клопедию и обнаружил, что евреи – это не малая народность такая, а ре-лигия, философия, история ... Гольдберг стал узнавать, где обо всем этом можно узнать помимо энциклопедии. Кто-то в институте сказал ему, что есть такой Айзенштат, который обучает желающих Мишне. «А что такое Мишна?» -спросил Гольдберг. «Это такая Тора», - ответили ему. И он при-шел к нам. Стал ходить на уроки, спорить. И вот однажды в пылу спора я его – кандидата в мастера спорта по дзюдо – двинул кулаком в грудь. Он на несколько секунд замер и совершенно не знал – как на это реагиро-вать... Так вот, вы не поверите, но это стало моментом истины - Гольдберг утверждает, что именно в этот миг ему открылось нечто, что перевернуло его жизнь. Он ушел из своего института и приехал учиться в нашу йешиву.
В чем была и есть идеология нашей йешивы, всей нашей деятельно-сти? Если в общих словах – мы всегда на первое место ставили внутрен-нее, а не внешнее. Что я имею в виду? И тогда, в конце 80-х, и позднее, в Москве существовала еврейская жизнь в виде каких-то мероприятий, к чему-нибудь приуроченных. Я, не дай Б-г, не хочу сказать, что праздни-ки не важны, просто мы делали акцент на другое. Наше твердое убежде-ние, которое мы пытались передать ученикам, заключалось и заключа-ется в том, что главное для еврея – это жить по заповедям и учить Тору.


: р. Александр Айзенштат вспоминает:
: Admin 29-12-2009, 17:13:23
(http://www.ytcm.org/photos/pics/009.jpg)

Это – суть. И тогда, и сейчас были и есть молодые люди, у которых в ка-кой-то момент появляется внутренний духовный порыв изменить свою жизнь. Именно этими молодыми людьми, именно этими их стремлени-ями мы и стараемся заниматься. Мы никогда не стремились как-то по-участвовать в уже существующей еврейской и околоеврейской москов-ской деятельности. У нас, что называется, «своя программа». Мы имеем дело только с теми, кто пришел к нам сам. Сам захотел, заинтересовался. Сразу хочу сказать, что наша йешива – это не такое идеальное место в рай-оне ближнего Подмосковья, где обитают абсолютные праведники. К нам попадали разные люди. К нам попадали и воры, и обманщики. Случались инциденты. Сейчас, слава Б-гу, с такими проблемами сталкиваемся реже.
-Парень приехал к нам из Саратова. 17-тилетний вчерашний школьник. И мама, и папа -евреи. Мне он объяснил, что приехал учиться, что о йе-шиве ему рассказали наши студенты – его земляки из Саратова. А доволь-но скоро выяснилось, что он там, у себя дома, состоял в какой-то группи-ровке, был связан с местными бандитами. А к нам он просто сбежал, ему нужно было от них где-то скрыться! Но, что вы думаете? Он стал учиться. Сделался йешива-бахуром, потом женился. Некоторое время они с женой и маленьким ребенком жили прямо у нас в йешиве. Потом они репатрииро-вались в Израиль, он стал серьезным аврехом.


: р. Александр Айзенштат вспоминает:
: Admin 29-12-2009, 17:15:35
(http://www.ytcm.org/photos/pics/010.jpg)

Было много всего, понимаете? Главное – работать не «с евреями», не с «баалей-тшува» в целом, а с каждым человеком в отдельности. Когда я встречаюсь со спонсорами, я говорю им: «Вот ты со своим сы-ном возишься столько лет! Учишь, воспитываешь – и все равно еще не факт, что он вырастет таким, каким ты хочешь его видеть. А тут – при-
ходят взрослые, сформировавши-еся ребята! Сколько надо в них вкладывать, сколько требуется усилий и времени!»
Мы всегда играем по своим правилам -никого не уговариваем, не заигры-ваем. Хочешь учиться – учись. Нет – придется уйти. В йешиве есть требо-вания к соблюдению. Мы никогда не скажем ученику, к примеру, следую-щее: «Ради мира с родителями ты можешь нарушить некоторые запреты Шабата».
Внутри йешивы у нас система самая простая. Мне противен формализм, вся эта система «подчиненный – начальник – главный начальник». Любой из преподавателей может иметь право решающего голоса, к при-меру, если надо решать – оставляем мы ученика в йешиве или нет. И если студент не учится, ведет себя неподобающим образом, это доволь-но скоро станет известно, и ему укажут на дверь. Главное требование
– это искреннее желание и готовность учиться. Остальное – частности. К примеру, у нас нет возрастных ограничений. Самому старшему наше-му ученику – Хаиму Фельдману – за 70. Самому младшему – Михаэлю Шипликову – недавно исполнилось 11 лет. Он учится в московской шко-ле экстерном. Приезжает туда, сдает экзамены, и возвращается в йешиву. Он уже закончил половину всей Мошны, недавно был сиюм. У нас учатся те, кто делает первые шаги в сторону Традиции, начинающие. Мы закла-дываем основы. К нам приходят разные люди: студенты, бизнесмены. Все они – на совершенно разном уровне знания, соблюдения. И мы их в мяг-кой, деликатной форме обременяем учебой. Первым делом человек дол-жен выучить язык, научиться читать. Можно сколько угодно философ-ствовать, затрагивая разные высокие темы -все без толку, если не умеешь читать и никогда не сможешь сам учить Талмуд. Им нужно научиться чи-тать на иврите, понимать, как устроен Талмуд. Им необходимо для начала познакомиться с основной литературой. Это – самый первый этап. И пре-одоление этого этапа – то, что мы собственно делаем, -новшество с точки зрения практики обычного кирува. Кроме того, мы объясняем людям, что
14
Тора, жизнь по Торе – это не легкие вкрапления чего-то национального в обычную московскую жизнь. Это – другой мир. Мы не можем и не хотим создавать людям иллюзию, что они пришли к нам, выслушали лекцию – и автоматически сделались религиозными евреями. Это – тяжелый труд и многолетняя учеба. Тора – это не таблетка, которую принял – и изменил себя. Тора – это своего рода феномен, под воздействием которого человек может обогатиться, и измениться.
Наши преподаватели, учителя -люди, сочетающие высокие человеческие качества, знание Торы со способностью представить глубину и красоту ев-рейской традиции. Это живые носители традиции, люди, живущие Торой.


: р. Александр Айзенштат вспоминает:
: Admin 29-12-2009, 17:17:05
(http://www.ytcm.org/photos/pics/011.jpg)

Многие из нихналетали сотни тысяч километров, провели в пути много бессонных ночей, дали тысячи уроков, тысячи часов прожили -прогово-рили, а когда надои промолчали с учениками.
Москвичи, посещающие отдельные уроки или приезжающие в йешиву на субботу и праздники, могут общаться с этими людьми и задавать им любые вопросы.


Sorry, the copyright must be in the template.
Please notify this forum's administrator that this site is missing the copyright message for SMF so they can rectify the situation. Display of copyright is a legal requirement. For more information on this please visit the Simple Machines website.